А как вообще человек может относиться к животным?
Вспоминая, как изменялось мое отношение к этому вопросу я вспомнил несколько моментов, небольших истории, которые произошли со мной в разные периоды моей жизни. Вероятно это будет несколько частей тех событий, которые сформировали мое отношение к животным. Возможно не всех оно порадует, но это правда.
1. Скотина и не скотина
В детстве, я почти каждый год на несколько месяцев уезжал к дальним родственникам в Киргизию. Я был болезненным ребенком и азиатское солнце накачивало меня иммунитетом для холода зауральской зимы. Я действительно стал меньше болеть с тех пор как начал ездить на юг.
Родственники мои жили в собственном доме с большим участком земли на краю поселка Полтавка, что в нескольких километрах от города Кара-Балта. По мимо земли, дядька с теткой разводили уток, гусей, куриц. В одни года были свиньи и по-моему даже корова и индюки. Были также собаки и кошки которые бродили сами по себе. Отношение ко всему этому было как к домашней скотине. Одних разводили чтобы затем съесть, с других получали яйца и молоко, третьи выполняли свою функцию по отлову мышей и охране дома. Какой-либо восторженной любви и излишней гуманности не было да и не подразумевалось. Я же относился ко всем этим животным чуток иначе, но зерно того, что каждое животное на этом дворе не декоративное и эстетическое приложение, а скотина, которая приносит пользу для дома во мне конечно родственниками было заложено.
Когда утята и гусята вылуплялись из яиц я за ними ухаживал, с подросшими ходил на ручей и порой с утра до вечера там с ними и барахтался. С некоторыми даже возникала привязанность — они ходили за мной как хвостики, но это наверное больше от того, что яйца вылуплялись не из под крыла, а в инкубаторе и первое существо которое их (утят, гусят и цыплят) начинал ворошить — был я. Вероятно потому и отношение за месяцы складывалось у тех домашних птиц ко мне как к «мамке».
Став чуть взрослее приходилось мне и головы рубить. Своим «питомцам» я не рубил — рука бы наверное не поднялась, а вот тем кто повзрослее такого отношения не было, хотя и радости я не испытывал. Это ведь необходимость, мясо для обеда. Не помню точно своих чувств в тот момент, когда я в первые замахнулся топором, но кажется мне, что с первого удара шею я не перерубил и кажется, что испытывал вину перед животным, за то, что быстро и безболезненно не лишил его жизни. В другие разы рубил я увереннее, хотя когда видишь бегающую по двору курицу без головы — сомнение о том, что причинил ей быструю и безболезненную смерть — я думаю появлялись.
В те времена, моё сформировавшееся отношение к животным и отношение моих родственников, которое я описал выше, было дважды нарушено.
В-первый раз:
Дядька мой был заядлым охотником и однажды вернувшись с охоты принес несколько яиц дикой утки. Я уже точно не могу сейчас вспомнить конкретную причину, по которой он забрал эти яйца из гнезда, но факт остается фактом. Яйца долежали свой срок в инкубаторе, повылуплялись и к этим уже диковатым, но одомашненным птицам отношение было совсем иное. Как диковинке и с интересом дальнейшего разведения, не как домашней птице. Но эксперимент не удался — хищная ласка (что-то типа хорька) вытаскала всех утят.
Во-второй раз:
Дядька завел охотничьего пса породы далматинец. Это уже был не просто пес, а компаньон для охоты. Однажды на выгуле в полях этот молодой, но уже окрепший щенок прыгнул в большой арык за дичью и попал в сильное течение, затянувшее его в трубу, которая под землёй соединялось с другим арыком. Я помню как до слез кричал чтобы пес плыл не против течения, а в сторону к берегу, но пес не понимал и минуты 3-4 из-за всех сил боролся с потоком пока не ослаб. Дядьки рядом не было в этот момент, а когда он пришел и узнал что произошло, отыскал еле дышавшего пса (течение затянуло далматинца в трубу и выкинуло уже на другой стороне.) и долго тихо ругался и на себя и на меня, за то что пса испортили. Вроде бы с тех пор пёс в воду не заходил и дядька его отдал кому-то.
Вот такое отношение к животным было у меня в детстве. Животных я любил, но без фанатизма и избыточного гуманизма…
(продолжение следует…)