Статья из газеты «Курганская мысль» от 11 марта 1919 об унылом состоянии железной дороги во время гражданской войны, о разрухе, взяточничестве, о решительных предпринимателях и гужевом транспорте.
Для нас нынче понятие «доставка груза» по России это ожидание в среднем в неделю, иногда меньше иногда больше. А представьте, что ранее абсолютно все в Сибирь до постройки Транссибирской железной дороги доставлялось исключительно на лошадях, гужевым способом.
Курган «Свободная мысль» #52 от 11 марта 1919 года
http://oldkurgan.ru/sm/
Гужом по Сибири
Расстройство железнодорожного транспорта в связи со спекуляцией, породившей взяточничество станционных акул заставило, наконец, предприимчивых людей и некоторые кооперативы наладить гужевую перевозку более ценных товаров между наиболее бойкими торговопромышленными пунктами Западной Сибири.
Старинные тракты мало по-малу начинают оживать и невольно воображение переносит нас к тому времени, когда Сибирь обходилась исключительно гужевым способом перевозки всех предметов торговли.
Это было слишком 30 лет тому назад, до постройки великого сибирского пути. Тогда это дело было сосредоточено в руках особых транспортных контор, державших на определенных пунктах лошадей вместе с запасами корма для животных.
Нынешняя гужевая доставка товаров налаженная всего лишь месяц тому назад по инициативе некоторых предприимчивых лиц и организаций является, между прочим, довольно удачной.
Первый транспорт товаров из Ново-Николаевска, куда есть возможность перевозить их по железной дороге из Иркутска, был на днях доставлен гужевым путем на станцию Мишкино.
По расчетам местного кооператива, наладившего доставку партии товара на эту станцию, стоимость перевоза товаров обошлась в среднем в ту цифру, которую до сих пор приходилось платить в виде взятки агентам железной дороги. Чистым барышом для предпринимателя, в данном примере эти кооперативы являлась тарифная плата за провоз груза по железной дороге. Отмеченный опыт гужевой доставки товаров нашел своих подражателей и у нас в Кургане. Нам известны случаи доставки таким путем в Курган партии мыла из Ишима, бумаги из Перми. Передают, что один из местных кооперативов ожидает доставки товаров таким путем из Ново-Николаевска. В добрый час!
Очень жаль, что этот опыт сделан на исходе зимы. Все же это дело можно поправить наверстав потерянное время организацией возможно большего числа предпринимателей и извозопромышленников на текущий метод. Весь вопрос в прокорме лошадей. Но на эту сторону дела имеют полную возможность обратить внимание кооперативы и разные потребительные общества, раскинутые по Сибири. Они могут наладить перевозку товаров заготовки своевременно в определенных пунктах фураж.
Железнодорожная разруха не скоро пойдет в свою нормальную колею. Болезнь как известно, входит пудами, выходит золотниками и понадобится целый ряд лет, чтобы наладить нормальное движение по железной дороге.
Вот на гужевую то переброску товаров и следует обратить внимание разным формам, кооператорским и частным предприятиям с тем, чтобы к предстоящему зимнему сезону единичные опыты нынешней зимы приняли бы более организованный и планомерный характер.
И.С.